Великий пост является наиболее важным и самым длительным в православии

Посты Православной Церкви

Православная Церковь все посты определила в честь величайших церковных праздников и наиболее знаменательных библейских событий. Посты бывают разными как по длительности своей, так и по строгости воздержания. Самыми главными и длительными являются многодневные посты. Церковь также призывает всех верующих поститься в дни однодневных постов, в том числе, и по средам, и пятницам.

Многодневные посты Православной Церкви.

Великий Пост (Четыредесятница).

Этот пост является самым главным и наидревнейшим из всех, существующих в православии, постов. Он ознаменован в честь Создателя нашего, который на протяжении сорока дней вопреки искушению дьявола не ел ничего. Своим сорокадневным постом Бог определил путь нашего всеобщего спасения.

Великий пост продолжается на протяжении семи недель. Начало свое он берет от Прощеного Воскресения и длится до Святой Пасхи.

Данный пост имеет свои особенности. В повышенной строгости верующие должны поститься в первую неделю и в Страстную Седмицу. Во все другие дни степень воздержания определяется конкретными днями недели:

— понедельники, среды и пятничные дни отданы сухоядению;

— вторники и четверги отведены для горячей пищи без масла;

— субботы и воскресения – дни легкого послабления, разрешено добавлять к пище масло.

К дням, когда разрешена рыба, относят Вербное Воскресение и Благовещение Пресвятой Богородицы. А в Лазареву субботу верующие могут вкушать немного и икры рыбной.

Петров пост (Апостольский).

Петров пост (Апостольский) ранее оглашался постом Пятидесятницы. Данный пост следует соблюдать в память об апостолах Петре и Павле, принявших благодать Святого Духа в день Пятидесятницы и готовивших себя через пост и неистовые молитвы к всемирной и великой проповеди Евангелия.

Начинается этот пост в понедельник недели всех Святых (через неделю после праздника Святой Троицы), а заканчивается 12 июля. Длительность этого поста может быть разной, так как зависит от дня Пасхи.

Петров пост считается менее строгим по сравнению с Великим постом:

— пища без масла предусмотрена по понедельникам;

— по вторникам, четвергам, а также дням субботним и воскресным разрешено употреблять рыбу, крупы, растительное масло и грибы.

— сухоядение установлено по средам и пятницам.

Успенский пост.

Успенский пост посвящен Успению Божией Матери. Соблюдая этот пост, мы следуем примеру Самой Богородицы, ибо она перед смертью Своей пребывала в строжайшем посте и неустанных молитвах.

Каждый из нас не единожды в жизни своей обращался за помощью к Самой Богородице, а значит, все мы должны почитать Ее и поститься во время Успенского поста.

Пост, посвященный Богородице, недолгий, длится он на протяжении всего двух недель (с 14 по 27 число августа месяца). Данный пост подразумевает строгое воздержание и дозволяет:

сухоядение в дни понедельников, сред и пятниц;

— горячую пищу без масла в дни вторников и четвергов;

— пищу с маслом лишь в субботние и воскресные дни.

В Преображение Господня и в Успенье (если попадает на среду или пятницу) дозволяется употребление рыбы.

Рождественский пост.

Рождественский пост приурочен ко Дню Рождества Христова. 28 ноября берет он свое начало и 6 января завершается. Этот пост необходим нам для очищения души своей перед великим днем рождения Спасителя нашего.

Устав приема пищи во время этого поста до 19 декабря (дня святителя Николая) совпадает с уставом Апостольского поста.

С 20 декабря по 1 января верующим дозволено:

— употреблять горячую пищу без масла по понедельникам;

— добавлять масло к пище по вторникам и четвергам;

— придерживаться сухоядения по средам и пятницам;

— есть рыбу по субботним и воскресным дням.

С 2 января и до последнего дня разрешено:

— сухоядение по понедельникам, средам и пятницам;

— горячая пища без масла по вторникам и четвергам;

— добавление масла к пище по субботним и воскресным дням.

В сочельник первая трапеза разрешается только после того, как появится первая звезда на небе.

Однодневные посты Православной Церкви.

Данная категория постов подразумевает высокую степень строгости воздержания (полностью исключены рыбные продукты, но дозволено масло).

18 января – Крещенский сочельник . Пост служит подготовкой к очищению и освящению водой во время празднования Крещения.

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи . Пост служит напоминанием о гибели пророка Иоанна.

27 сентября — Воздвижение Креста Господня . Пост служит напоминаем о тех страданиях, которым подвергся Спаситель на кресте во имя нашего всеобщего спасения.

Посты по средам и пятницам.

Среды и пятницы на протяжении всего года должны также быть днями соблюдения поста, ибо дни эти являются напоминанием о Спасителе нашем. В среду он был подло предан Иудой, а в пятницу подвергся распятию.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ — самый главный и строгий среди постов

Великий пост – самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

«Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поистине драгоценный для всех ищущих спасение, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям» – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Великий пост – самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – “Неделя мытаря и фарисея” – называется “сплошной седмицей”, потому что на ней нет поста на трапезе.

В воскресенье во время Литургии читается Евангелие “О мытаре и фарисее” (Лк. 18, 10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: “Покаяния отверзи мне двери. ”

Во вторую подготовительную неделю – “Неделю о блудном сыне”, среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия “О блудном сыне” (Лк. 15, 11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие.

В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: “На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом. ” Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.

Третья подготовительная неделя называется “мясопустною”, или “сырною”, а по народному – “масленица”. В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье “мясопустной недели”, соответственно евангельскому чтению, носит название “Неделя о Страшном суде” (Мф. 25. 31-46). Этим чтение Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется “сыропустом”: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6, 14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть “Прощеным воскресеньем”.

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.
Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.
В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.

Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.

Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

ОСОБЕННОСТЬ ВЕЛИКОПОСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье.

В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего. ”, которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение “колива” (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

Читайте также:  Продукты с высоким содержанием белка ТОП-20

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.

Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.

Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Следующая за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.

Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора “Лествицы”.
В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.

Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.

Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.

Неделя шестая Великого поста называется “Неделей ваий”, в просторечии – вербным воскресеньем” (или Цветоносным), и празднуется “Вход Господень в Иерусалим”. Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим.

Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.

После Вербного воскресенья наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмицы, как и на первой, строгий (то есть без масла).

А в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы, у которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил ее и проклял.

Эта смоковница изображает не только сонмище иудейское, но также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

Кроме повествования об иссушении смоковницы, читается Евангелие с притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына.

Притча изображает ожесточение иудеев, избивавших прежде пророков, а потом распявших и Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь поучает нас не уподобляться этим виноградарям, дерзостно нарушая заповеди апостольские и Господни и тем самым продолжая распинать Сына Божия своими грехами.

Свое содержание церковная служба Великого Вторника заимствует из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в Великий Понедельник повествования о Втором пришествии Христовом.

Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовному бодрствованию, особенно необходимому в дни сопереживания страданиям Господа за нас; притча о талантах побуждает к употреблению дарованных нам способностей и сил на служение Господу, особенно делами милосердия, которые Он принимает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф. 25, 40).

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток.

Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи.

На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал:приимите, ядите: сие есть Тело мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще “Чистым” – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.

В Великий Четверток вечером в храме совершается “Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа”. Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.

В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.

В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон “О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы”. Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)

Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.

На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными.

После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.
По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.

Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам.

Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Великий пост 2020: правила и запреты, календарь питания по дням, кого освобождают от поста

После окончания развеселой Масленицы для православных христиан наступает Великий пост, строгие правила которого помогают верующим очиститься душевно и телесно, чтобы быть готовыми встретить воскресшего Христа. Великий пост, самый длительный и строгий в христианстве, предваряет главный праздник христиан — Светлую Пасху Христову (Светлое Христово Воскресение).

Когда в 2020 году начинается и заканчивается Великий пост

Даты начала и окончания Великого поста зависят от времени наступления Пасхи, которая для христиан, живущих по юлианскому календарю (которого придерживается и Русская православная церковь), в 2020 году наступает 19 апреля.

Великий пост длится 49 дней (шесть седмиц и Страстная седмица), поэтому его начало в 2020 году приходится на понедельник, 2 марта. Окончание Великого поста — в субботу, 18 апреля, в канун Пасхи.

История Великого поста

Очищение себя посредством поста, чтобы быть достойным радости наступления Пасхи, — это основной смысл ограничений, которые сознательно и добровольно накладывают на себя верующие. Но сам весенний пост имеет очень древние, еще дохристианские корни. Ограничение на употребление мяса в голодное весеннее время было основой выживания земледельческих народов, строгие табу помогали сохранить стада, а значит, выжить. Такие ограничения были приняты среди славян, поэтому христианская идея строгого Великого поста оказалась близка и понятна жителям Руси.

Правила и запреты Великого поста

Правила Великого поста предусматривают, в первую очередь, духовную подготовку к Пасхе. Это касается не только ограничений в питании, но и строгости в соблюдении моральных норм. Неотъемлемая часть поста — молитвы, дела милосердия, отказ от веселья и развлечений, отказ от злых мыслей и слов, а также от всего, что нарушает подготовку верующего к главному христианскому празднику.

Запреты Великого поста — продолжение правил и предписаний. Верующие на все время поста полностью отказываются от мясных и молочных блюд, а также яиц, и серьезно ограничивают себя в других продуктах. Супругам рекомендован отказ от физической близости. Порицаются мирские развлечения, к которым можно отнести бездумное проведение времени в Интернете, походы в кино и театр на комедии и т. д.

Разрешено посещение концертов духовной музыки, чтение богоугодных книг, использование Интернета для работы или для благих дел.

Что можно есть

Помимо запрета на мясное, молочное и яйца, в Великий пост есть и другие пищевые ограничения. Не рекомендуется есть то, что, будучи формально постным, имитирует запрещенные продукты, поскольку это извращает смысл поста как добровольного и сознательного самоограничения.

В Великий пост под запретом также рыба, ее можно есть всего три раза за все 49 великопостных дней. Это праздник Благовещения, который всегда отмечается 7 апреля, а также Лазарева суббота (в этот день принято есть рыбную икру, но рыба и морепродукты также разрешены) и Вербное воскресенье (11 и 12 апреля). В эти три дня взрослым верующим разрешено выпить немного вина.

Важно помнить, особенно тем, кто постится в первый раз, что ограничения Великого поста — это не диета и не методика похудания. Пост — это маленький духовный подвиг христианина, поэтому без осознания сути ограничений, без молитвы и соответствующего настроя пост «не засчитывается».

Читайте также:  Украшение окон к Новому 2020 году. Идеи декора с шаблонами и трафаретами

Календарь питания в Великий пост

Календарь питания по дням в Великий пост 2020 года представлен в инфографике Федерального агентства новостей.

Самыми строгими являются первая и Страстная недели Великого поста. В первую неделю поста в понедельник рекомендован полный отказ от пищи (по самым строгим монастырским правилам такие же ограничения действуют и в первый четверг). В среду и пятницу рекомендовано сухоядение — холодная сырая пища без масла; в субботу и воскресенье разрешены горячая пища с растительным маслом. По более мягкому варианту поста в субботу и воскресенье разрешено вино, по более строгому — вино разрешается только в воскресенье.

Со второй по шестую недели Великого поста в понедельник, среду и пятницу рекомендовано сухоядение; во вторник и четверг разрешена горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешена горячая постная пища с растительным маслом, а также вино (по более строгим правилам вино можно только в воскресенье).

В Благовещение 7 апреля возможны праздничные послабления: горячая постная пища с растительным маслом, рыба, морепродукты и вино.

В Лазареву субботу (11 апреля) разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыбная икра (рыба и морепродукты) и вино.

В Вербное воскресенье 12 апреля разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыба, морепродукты и вино.

В Страстную неделю с 13 по 18 апреля пост наиболее строгий. Понедельник и среда — сухоядение; вторник и четверг — горячая пища без масла. В Великую пятницу предписано полное воздержание от пищи. В Великую субботу разрешена горячая постная пища без масла (в более мягком варианте — с растительным маслом).

Пасха наступает в ночь на 19 апреля — с этого момента пост заканчивается и разрешается любая пища.

Великий пост и сексуальная жизнь

Ограничения Великого поста предусматривают отказ венчанных супругов от физической близости, причем запрет действует с начала Мясопустной недели (Масленицы) (в 2020 году это 24 февраля) до окончания Святой недели (первой недели после Пасхи — 26 апреля). Это более двух месяцев воздержания, что для многих супругов, особенно молодых, может оказаться непосильным.

При возникновении связанных с этим вопросов, духовники обычно рекомендуют супругам приходить к подобным решениям совместно, а мир и лад в семье ставить выше буквального соблюдения всех запретов.

При этом напомним — любой невенчанный брак в православии считается блудным сожительством. Так что вопрос о сексуальном воздержании в Великий пост решайте, исходя из соображений здравого смысла.

Кто освобождается от поста

Церковь допускает серьезные послабления во время Великого поста и даже отказ от его соблюдения в том, что касается еды, для детей (особенно маленьких), беременных, пожилых, больных, путешествующих, а также находящихся в местах лишения свободы. Послабления распространяются также на военнослужащих. Верующие получают разрешение на послабления или отказ от поста у своего духовника.

Если в религиозной семье к посту хотят приобщить детей, делать это нужно с осторожностью, не забывая о здоровье и здравом смысле. Врачи считают, что нельзя надолго лишать детей (особенно маленьких) молока и молочных продуктов; что касается мяса, то временный отказ от него для здоровья ребенка не опасен.

Детей лучше нацеливать на соблюдение духовной составляющей поста, а также на добровольный отказ от лакомств и развлечений.

Основные посты в Православии

В Православной многовековой традиции установлены 4 поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский.

Рождественский пост

В новый календарный год православные христиане вступают вместе с Рождественским постом. Он начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается вплоть до праздника Рождества Христова (7 января по н.ст.). Этот пост еще называют четыредесятницей, т.к. длится он 40 дней. Еще одно его название – филиппов, т.к. заговение приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября по н.ст). Упоминание об этом посте начинается с V века. Есть мнения, что произошел он от поста перед Богоявлением. Сведения о нем доходят до нас с III века, а в IV в. пост разделился на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Великий пост

Самый значимый пост для каждого верующего человека – Великий пост. Он готовит христиан к Великому празднику – Пасхе. Каждый день поста наполнен особым смыслом, который призван помочь человеку обратиться внутрь себя, остаться «один на один» со своими прегрешениями. Даже богослужения Великого поста изменяются, приобретают большую строгость: практически исключается пение, больше времени уделяется ветхозаветному чтению, особенно Псалтири. Исключая субботу и воскресения не совершается полная Литургия. Вместо этого в среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных даров. На первой неделе Великого поста читается покаянный канон святого Андрея Критского. Воскресенье этой седмицы посвящено Торжеству православия.

Во второе воскресенье отмечается день памяти святого Григория Паламы. Он вошел в историю православной Церкви, как защитник канонической веры и обличитель еретика Варлаама.

Третья неделя поста называется Крестопоклонной. Со среды этой седмицы на Божественной Литургии произносятся особые ектеньи о тех, кто готовится ко Крещению.

В четвертое воскресенье Церковь чтит память великого подвижника преподобного Иоанна Лествичника. На святой горе Синай он подвязался до 80 лет. Главным творением святого стала книга «Лествица».

Суббота пятой седмица получила название «Похвала Пресвятой Богородицы» или суббота Акафиста.

Пятое воскресенье посвящено воспоминаниям жития святой Марии Египетской.

Шестая суббота Великого поста обращает верующих к чуду воскрешения Господом Лазаря. Именно поэтому ее называют Лазаревой субботой.

Вербное воскресение или вход Господа в Иерусалим приближает нас к самому главному празднику – Воскресению Христову. В пятницу недели Ваий завершается пост святой Четыредесятницы.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье помогает перейти постящимся к Страстной Седмице, которая предваряет день Святой Пасхи.

Петров пост

Через неделю после праздника Святой Троицы начинается Петров пост. Поскольку дата его начала зависит от празднования Пасхи, длительность поста каждый год разная – от 8 до 42 дней. Завершается он в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла 12 июля. Раньше его называли постом Пятидесятницы, но позже стали именовать апостольским. Он считается не сильно строгим, т.к. разрешается вкушать рыбу.

Успенский пост

Ровно две недели длится Успенский пост (с 14 – 27 августа по новому стилю). Он установлен перед Великими праздниками Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Начало постных седмиц совпадает с праздником Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Успенский пост был установлен еще в IX веке в Византии. В городе Константинополе, где хранился Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, заметили, что страшные эпидемии происходят обычно в конце лета. Именно поэтому было заведено 14 августа Крест Господа выносить из царского дворца. Ему поклонялись в Софийском соборе, после чего проводился крестный ход, который завершался на реках и источниках, где по традиции освящалась вода. Согласно летописным данным именно в этот день Св. князь Владимир в 988 году крестил Русь. Завершается Успенский пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это один из наиболее почитаемых дней для каждого православного человека. Согласно преданию, Пресвятая Дева Мария узнала о времени завершения своей земной жизни, готовилась к переходу в мир иной усиленным постом и молитвою. Верующие в эти постные дни стараются хоть немного подражать жертвенности и подвигу Пресвятой Богородицы. Все свои душевные устремления люди возводят к восхвалению Матери Господа Иисуса Христа.

Можно ли крестить ребенка в пост?

Согласно православной традиции Крещение может быть проведено в любой день поста. Канонических ограничений на это нет.

Однако, на дни Двунадесятых и Великих праздников священнослужители советуют не назначать совершение Таинства, чтобы не отвлекать внимание от смысла этих дней. Обычно в храмах бывает много народа, и совершить Крещение может быть просто неудобно.

Ведьмочка.net

Великий пост является наиболее важным и самым длительным в православии. Временной промежуток, когда верующим христианам необходимо не только воздерживаться от употребления определенной пищи, но и дополнять свое существование различными духовными практиками, носящими преимущественно аскетический характер.Отличиями поста выступает проведение особых богослужений, вознесение определенных молитв, а также покаяние в сочетании с воспоминаниями о жизненном пути и смерти Христа.

  • Какого числа начинается Великий пост 2020: 2 марта
  • Когда заканчивается Великий пост в 2020 году: 18 апреля

Календарь питания на Великий пост 2020 года

Когда начинается и сколько длится Великий пост 2020, как назначается его дата?

Начало поста в 2020 году припадает на 2 марта (понедельник), а окончание – на 18 апреля (суббота). Сразу после окончания поста, в воскресенье 19 апреля, христиане отметят Пасху. Продолжительность Великого поста составляет 48 суток, в течение которых люди, соблюдающие пост, обязаны придерживаться определенных правил. Этот период состоит из 6 недель и 1 Страстной седмицы, особенностью которой является воздержание от плотских утех и приема некоторой пищи.

Великий пост служит вечным напоминанием христианам о времени, которое Иисус провел в пустыне, где постился в течение 40 суток кряду. Спустя время эти 40 дней стали называться Великой Четыредесятницей. Сразу за ней следуют 8 не менее важных суток поста. В них входят Страстная седмица, Вербное воскресенье и Лазарева суббота. Именно в эти дни отдают дань памяти Страстям Господним и событиям, которые им предшествовали: Тайная вечеря, последние проповеди Христа, вход Иисуса во врата Иерусалима, Воскресение вифанского Лазаря.

Дата начала Великого поста зависит от «плавающей» даты Светлого Воскресения Христова. Каждый год дата Пасхи меняется, следовательно, и дата поста тоже не может быть фиксированной. Примечательно, что временной промежуток 11-21 марта всегда припадает на период Великого поста, независимо от даты его начала и окончания. Подготовка к Великому посту Приготовление к посту начинается, как правило, за 4 седмицы до его начала. За это время важно духовно подготовиться к правильному покаянию в течение 48 суток. Каждая из 4 недель, которая предшествует дате начала поста, имеет название.

В чем смысл и суть Великого поста?

Многие верующие христиане называют этот пост наиболее благодатным временем для духовной и телесной подготовки к встрече светлого Воскресения Христова. Соответственно, смысл соблюдения поста заключается в том, чтобы тщательно приготовится к одному из главных православных праздников – Пасхе. Важнейшей целью поста является искреннее и глубокое покаяние.

Суть Великого поста сводится к тому, что Иисус, пребывая в пустыне, на своем примере показал, как после этих событий сила его Духа и вера только укрепились. Через некоторое время Христос заявил свои ученикам, что происки Дьявола можно устранить только с помощью соблюдения поста и вознесения молитв.

Читайте также:  Вред или польза от БАДов?

Седмицы перед Великим постом

Седмица первая (о Закхее)

В течение этой недели нужно поступать по примеру Закхея, человека, которого Иисус удостоил своим вниманием. Это значит, что у людей должно появиться свободное волеизъявление, что позволит им духовно приблизиться к Господу. В Писании говорится, что Закхей был ограниченным и грешным человеком, но его вера, твердая воля и огромное желание быть праведным победили темную сторону его естества.

Седмица вторая (о фарисее и мытаре)

В храмах проводятся службы, в ходе которых возносятся особые молитвы и покаянные песнопения. Подобные службы длятся вплоть до 5 седмицы поста. Священнослужители призывают христиан к истинному и показному покаянию. Об этом напоминают поступки Иисуса, который покарал всячески возвышающего себя фарисея и, напротив, оправдал мытаря, который постоянно себя осуждал.

Седмица третья (о блудном сыне)

В церквях священнослужители, помимо обычных полиелейных псалмов, поют 136-ой псалом. Его продолжают петь и на протяжении Мясопустной недели, а также седмицы О страшном Суде. В течение 7 суток, которые идут после Мясопустной седмицы, верующим православным еще разрешено есть мясную пищу. Исключение составляют лишь дни пятницы и среды.

Седмица четвертая (о Страшном Суде)

Посвящается великому греху, совершенному Евой и Адамом, их полному изгнанию из Эдема, а также последующему Страшному Суду. Воскресный день этой седмицы является последним, когда люди, планирующие соблюдать пост, могут разговеться мясными продуктами. Крайнее воскресенье перед постом именуется Прощенным воскресеньем, которое является заключительным днем Сырной недели. После вечерни положено совершить чин прощения (всеобщего и обязательно взаимного).

Седмицы Великого поста

Первая «Торжество православия»

Олицетворяет победу над ересью относительно иконопочитания. Когда-то византийский правитель запретил почитать иконы, поэтому многие из них подверглись уничтожению. Однако уже через четверть века был проведен сбор при поддержке Императора Константина, в ходе которого запрет был отменен.

Вторая «Григория Паламы»

Этот епископ считается победителем одного из самых ожесточенных богословских споров во всей истории православного христианства. Суть спора сводилась к тому, чтобы объяснить, какая связь имеется между миром и его создателем – Господом.

Третья «Крестопоклонная»

Является центральной седмицей поста. Ее название связано с выносом из алтаря креста, украшенного различными цветами и растениями. Этот объект почитания водружают в середине храма, а заносят обратно только в пятницу следующей седмицы.

Четвертая «Иоанна Лествичника»

Церковь ставит людям в пример преподобного праведника Иоанна Лествичника, который вел исключительно постническую жизнь. Сын святых родителей (Марии и Ксенофонта) все годы своей сознательной жизни пребывал в монастыре, проводя время в молитвах, обращенных к Господу.

Пятая «Марии Египетской»

Эта удивительная история преподобной праведницы Марии читается наиболее ярким примером того, как люди, соблюдая пост и уповая на Бога, с его помощью могут впустить в свою жизнь Божественный свет. Эта история показывает, что даже из самых тупиковых в духовном плане ситуаций есть выход, если правильно поститься и молится.

Шестая «Вход Господень в Иерусалим»

Название седмицы обязано греческому слову «вайи». Именно так называют пальмовые листья. Ими была устлана дорога, по которой проезжал Христос за 7 дней до своего Распятия на кресте. Эта неделя считается одновременно и печальной и праздничной.

Седьмая «Страстная»

Данная седмица занимает особенное положение в периоде всего поста. Предшествующие ей 4 недели (Четыредесятница) приурочены к 40 суткам, проведенным Иисусом в пустыне. А эта седмица является периодом, когда православные вспоминают о последних днях земного существования Христа.

Особенности питания в Великий пост

Соблюдение Великого поста целесообразно не только с духовной точки зрения, но и относительно восстановления здоровья. Любой медик скажет, что воздержание от тяжелой белковой пищи в весенний период, когда организм наиболее перегружен и нуждается в укреплении, очень полезно. Но многие верующие люди, особенно те, кто никогда не выдерживал пост, сомневаются в своих силах. На самом деле выдержать пост не так уж и сложно.Итак, давайте же разберемся, что можно кушать в период этих семи недель.

Фрукты и ягоды

Из фруктов можно готовить салаты, добавлять их в любые готовые блюда или кушать в сыром виде. Отдавайте предпочтение гранатам, клюкве, винограду, яблокам, грушам и всем цитрусовым фруктам.

Овощи и зелень

Сюда относится капуста любого сорта. Ее можно тушить или есть в сыром виде. Также допустимо употребление: базилика, укропа, петрушки, кинзы, щавеля, шпината, листового салата и перьев зеленого лука; томатов и сладкого перца; тыквы и картофеля; кукурузы и моркови; сельдерея.

Бобовые культуры

Горох, чечевица, бобы, фасоль – богатый источник протеина, такого необходимого для организма, тем более что в пост нельзя употреблять привычные белковые продукты. Из перечисленных продуктов можно готовить пюре, рагу, лобио, различные гарниры и добавки к основным блюдам.

Крупы

В период поста можно кушать каши, приготовленные из любой крупы. Как правило, люди готовят гарниры, используя лишь 2-3 вида круп. Но ассортимент зерновых куда богаче.

Рыба и морепродукты

По строгим правилам поста рыбу можно кушать лишь в Вербное Воскресенье и Благовещенье. В Лазареву субботу, которая предшествует Вербному Воскресенью, допустимо есть рыбную икру. А что касается морепродуктов, здесь мнения разнятся. Некоторые утверждают, что их допускается кушать, как и рыбу, только в течение двух дней. Другие же склоняются к тому, что и в остальные дни поста употреблять морепродукты разрешено.

Сладкая консервация и сухофрукты

В Великий пост дозволено употреблять компоты, конфитюры, джемы и варенья. На их основе можно готовить различные узвары, кисели, морсы. Также эти продукты допустимо кушать с чаем и другими разрешенными напитками. Сухофрукты тоже можно выставлять на постный стол. Их допускается добавлять во вторые блюда, например, в каши или тушеные овощи, а также использовать для перекуса. Приветствуются сухофрукты: из ананасов; из инжира; из яблок, вишен и груш; из слив и абрикос; из винограда; из бананов и фиников.

Сладости и напитки

Тем, кто не может обходиться без сладких лакомств, разрешается кушать: сахар; мед; черный шоколад (следите, чтобы в его составе не было молока); козинаки; халву; постный зефир; леденцы; мармелад. Любителям молока можно порекомендовать пить соевое или кокосовое молоко. Кстати, в продаже многих магазинов имеются соевые йогурты. Из напитков допустимы компоты, морсы, соки и кисели, кофе и чаи, какао (без содержания молока).

Великий пост для всех людей православной веры является напряженным духовным трудом, за который Господь обязательно воздаст. Каждая седмица заканчивается воскресным днем. На протяжении этого дня принято вспоминать определенное знаменательное событие или деяние, совершенное каким-либо праведником, чей подвиг церковь записала в разряд тех, что принесли неоценимую пользу христианству.

У православных начался Великий пост: рассказываем, что нельзя есть

Сегодня, 2 марта, у православных верующих начинается Великий пост.

В этот период церковь предписывает уделять больше времени молитвам, как можно чаще посещать службы в храмах, сосредоточиться на своем духовном развитии.

Великий пост завершится одним из важнейших для православных праздников – Светлым Христовым Воскресением, или Пасхой.

Великий пост является самым строгим и длительным из всех постов православной церкви. Его продолжительность составляет 7 недель.

Состоит он из непосредственно 40-дневного поста (Четыредесятницы), символизирующего сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне, а также из поста Страстной седмицы.

В 2020 году Великий пост начинается 2 марта, а заканчивается 18 апреля. Наиболее строгими считаются первая и последняя недели.

В субботу шестой недели церковь вспоминает одно из самых необыкновенных чудес, совершенных Спасителем, – воскрешение Лазаря.

Далее идет Вербное воскресение, которое является началом Страстной седмицы. В эту последнюю неделю поста верующие вспоминают страдания Христа.

Отметим, что пост именуют Великим не столько из-за его строгости и длительности, сколько из-за значимости для православных. В этот период верующие усиленно молятся, раскаиваются в совершенных грехах, отрекаются от мира чувственной суеты.

Кстати, меняется и порядок проводимых церковью служб, что объясняется днями «сокрушения и сетования».

Так, прекращается ежедневное проведение Божественной литургии – ее служат по субботам и воскресеньям. В течение всего Великого поста на утренних и вечерних службах читают книги Ветхого Завета.

В день, предшествующий Пасхе, именуемый Великой Субботой, верующие приходят в храмы на молитву. Во время службы вспоминают пребывание Спасителя во гробе.

В этот день на утрене священники выносят из храма Плащаницу – вместе с верующими ее обносят вокруг храма, таким образом вспоминая сошествие Христа в ад и победы его над адом и смертью.

В Великую Субботу люди приносят в православные храмы для освещения еду. Далее расскажем, что, согласно церкви, нельзя есть во время Великого Поста.

Запрещены продукты животного происхождения, то есть мясо, яйца, рыба и молоко. А с понедельника по пятницу (если на эти дни не выпадает какой-либо праздник) предписывается отказаться и от растительного масла.

По средам и пятницам (дни сухоядения) только овощи разрешено есть вареными. По воскресеньям в небольших количествах позволяется выпить некрепкое вино.

А вот рыбу в период Великого Поста можно отведать всего два раза – на Благовещение и в Вербное воскресенье.

Конечно же, далеко не все люди в силу физического и психологического состояния и здоровья могут соблюдать настолько строгий пост. Для них допускаются послабления. Например, более щадящий режим предусмотрен для больных и пожилых граждан, беременных женщин, тех, чья работа связана с тяжелым трудом.

К слову. Немало верующих в первые три дня Великого поста вообще не принимают никакой пищи.
По мнению богословов, ошибочно ассоциировать Великий пост с модными нынче диетами и тем более рассматривать его как одну из разновидностей таковых.

Прежде всего Великий пост – это концентрация усилий христианина на духовном совершенствовании, поэтому ключевую роль играют молитвы, размышления о Боге, жизни, душе, добре и зле.

В период Великого поста церковь рекомендует отказаться от посещения увеселительных заведений или проведения подобного рода мероприятий, не курить и не употреблять алкогольные напитки.

Не стоит поддаваться таким чувствам, как обида и гнев, следует бороться с желанием осуждать кого-либо и что-либо, учиться умению быть смиренным и умиротворенным, иными словами – идти к достижению духовной чистоты.

Ссылка на основную публикацию